Hanamachi

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Hanamachi » information. » Гейши и Ойран


Гейши и Ойран

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Вопреки расхожему мнению, гейши не проститутки. В японской индустрии развлечений гейши и ойран (проститутки) исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его не представляется возможным. Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских куртизанок таю: и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий.
Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.
Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов — если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии.

0

2

Ге́йша (яп. 芸者 гэйся) — девушка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой, в том числе на интимные темы. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (芸伎), а для начинающей гейши — понятие «майко» (舞妓).

Труд и быт гейши

Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них.

Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из киотосских кварталов гейш есть свой фестиваль. В Токио и других городах имеются городские фестивали танцев гейш. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью.

Начало обучения

Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (яп. 置屋) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены работать сначала служанками, затем и ассистентками более старших гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах: японской лютне — сямисэне, — флейте «фуэ» и барабане «цуцуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии. Гейши, помимо этого, следят за прессой и мировыми новостями. Это требуется для того, чтобы поддерживать с клиентами разговоры на любые темы.

Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окия будет заниматься с будущей гейшей: майко обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей, или, в киотосских кварталах Гион Кобу, Понто-тё и Камиситикэн, даже только старшей майко), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.

Становление гейши

В Киото

Попадая в окия, девочки становятся «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Перед тем, как стать майко, ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (слово означает метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное, по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент. Примером может являться окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём гейши одной «ветви» могут не являться «сёстрами». После мисэдаси майко всегда должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Следующим шагом майко была потеря девственности — «мидзуагэ», — церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку.

Майко Киото пять раз меняют свою причёску, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого. На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине.

Дальнейшая карьера

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». «Данна» - покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление одного или нескольких данна в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.

Уход из профессии

Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж. Но некоторые гейши не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония хики-иваи (яп. 引き祝い, поздравление с уходом). Покидающая ханамати гейша рассылает своим клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам окия особое угощение: коробочку варёного риса, половина риса в которой белая, а половина — красная (подкрашивается бобами адзуки). Значение этого жеста — показать, что гейша уходит из мира гейш (красный рис) в обычную жизнь (белый рис).

Гейша и окия

В дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являлись дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста прекратившей свою работу и выполняющей в своём доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори (наследницей), а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.

Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Зачастую старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передает его младшей. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.

0

3

Ойран (яп. 花魁 оиран) — один из видов проституток в Японии. Ойран являлись одними из юдзё (яп. 遊女 ю:дзё?) «женщин для удовольствия», проституток. Тем не менее, ойран были отделены от юдзё в том, что, в отличие от тех, выполняли не только сексуальные функции, а также развлекали клиентов более утончёнными способами. Многие ойран были звёздами своего времени, известными далеко за пределами весёлых кварталов. Они становились законодательницами мод, их искусство танца и игры на музыкальных инструментах было описано в легендах.

Ойран появились в эпоху Эдо (1600—1868). К тому времени бордели законодательно переселили в огороженные кварталы вдали от центра. В Киото таким кварталом была Симабара. Они быстро разрослись и превратились в места, где можно было найти любое удовольствие на свой вкус. Проститутки были разделены на множество рангов, согласно красоте, характеру, уровню образования и навыкам в искусстве. Изначально, куртизанкам ко́си было запрещено цветисто одеваться и покидать территорию квартала. Позже квартал переехал за ров, наполненный водой, коси стали занимать второе место по уровню престижности, а на первое выдвинулись ойран.

Высшим рангом ойран были таю, они считались равными даймё, элите среди самураев. Только самые богатые клиенты могли позволить себе посещать таю́. Ойран развлекали клиентов традиционными танцами, музыкой, поэзией, каллиграфией. Ойран должна была быть способной поддержать весьма учёную беседу. Так как ойран не могли покидать весёлые кварталы, их жизнь-заточение со временем стала глубоко ритуализиованной. Ойран фанатично следовали правилам этикета. Их речь была намного ближе придворной, чем уличной.

Случайный человек не мог пригласить ойран. Их постоянные клиенты присылали официальное приглашение, а ойран, в составе процессии, вместе со слугами, служанками и ученицами, проходила к нему по улицам квартала. Одежды ойран с течением веков становились всё более дорогими и сложными; в причёсках было от восьми сложно декорированных шпилек (кандзаси) и гребней; к наряду добавлялись всё новые слои вышитого шёлка.

Слово «ойран» — это сокращение японской фразы оира но токоро но нэ:-сан (яп. おいらの所の姉さん?, «моя старшая сестра»). На японском это слово пишется двумя кандзи по звучанию, 花 «цветок» и 魁 «предвестник» или «глава». Технически, термин применим только к высшему классу проституток.

0

4

Гейши, майко, ойран и таю всегда выглядят в соответствии с некоторыми принципами. Главные из них — это статус, количество лет в профессии, время года и мероприятие.

Майко

Обычно гейш путают с их ученицами — майко. Различия, тем не менее, довольно значительны.

Одежда и обувь

Майко носят разноцветные кимоно с длинным рукавом «фурисодэ». Концы их пояса оби на спине не собраны, а свисают вниз. Воротнички нижнего кимоно эри (яп. 襟?, воротник) у майко-дебютантки чисто красные, со временем их меняют на всё более и более расшитые белыми и золотыми нитями. Церемония эри-каэ (яп. 襟替, смена воротничка) проводится, когда майко становится гейшей.
Майко носят сандалии коппори, называющиеся также окобо на большой деревянной танкетке. Чтобы стать майко, девушка не должна быть выше 160 см, так как из-за высокой обуви и причёски майко большого роста будет выглядеть нелепо.
В окобо вставлены небольшие бубенчики, поэтому любое передвижение майко за пределами помещений сопровождается мелодичным звоном.

Причёски

Для дебюта майко делают особую причёску мисэдаси варэсинобу (яп. 店だし割れしのぶ, варэсинобу для дебюта). От простой варэсинобу (яп. 割れしのぶ?, разрезанная тайно) отличают два оги (яп. 扇簪 о:ги кандзаси, украшение-веер), алюминиевые украшения в форме веера, к которому прикреплены полоски металла. Сзади под пучок вкладываются украшения васи-кандзаси (яп. 和紙簪 васи кандзаси, украшения из японской бумаги васи), бумажные ленты. Варэсинобу — причёска молодых майко на первые полтора года обучения.

В двадцать один год, или ранее, если окаа-сан чувствует, что майко достаточно опытна, для майко начинаются приготовления к церемонии смены воротника, эри-каэ. Этот день станет днём её дебюта как полноправной гейши. За месяц или за две недели до этого её волосы укладываются в причёску сакко (яп. 先笄, последняя шпилька). Исторически, сакко была причёской невесты в день бракосочетания. Сакко легко узнать по хвостику, свисающему сзади причёски; кончик этого хвостика окаа-сан срезает в первую ночь дебюта.

Ещё одна причёска для старших майко называется кацуяма (яп. 勝山, псевдоним придумавшей эту причёску юдзё), её носят на фестиваль «Гион-мацури». С кацуяма надевают особые украшения — розовые и серебряные кандзаси «бонтэн». Меняется и расположение шёлковой ленты «каноко» — она теперь оплетает верх причёски.

Якко-симада (яп. 奴島田?, причёска слуг) — причёска старших майко на Новый год, Сэцубун и на первое авуста, «Хассаку», «день спасибо». Сзади выступающую часть причёски оплетают бусы из красных и зелёных бусин и широкая лента сибори (яп. 絞, лента в горошек). Хассаку (八朔) — праздник уважения. Майко и гэйко благодарят всех в своём о-тяя, владельцев окия и так далее.

Украшения в причёсках

При создании варэсинобу собранные в круглый валик волосы посередине разделяет «каноко» — красная лента. Сверху в момоварэ вкалывается булавка каноко домэ (яп. 鹿の子留め, лента каноко)" из лака, дерева или проволоки. Она выполняется в форме цветов, бабочек, геометрических фигур. Кроме этого, причёску майко справа украшает букет шёлковых цветов хана-кандзаси (яп. 花簪?, цветочные кандзаси). В первый год обучения цветы хана-кандзаси спадают прямо на лицо, на второй год и позже используют небольшое украшение. Цветы должны соответствовать текущему сезону (ива в июле, нарцисс в марте). На хана-кандзаси для сакко находятся шёлковые журавли и сосновые иголки.
В затылочную часть любой причёски майко или гейши вкалывается тама-кандзаси (яп. 玉簪?, кандзаси с шариком), шпилька с украшением-шариком. Зимой шарик коралловый, летом — нефритовый.

Гейши

Майко привлекают клиентов внешним видом, а гейши — своими талантами и умениями. Поэтому гейши, достигшие тридцати лет, белят лицо только на особенно важные церемонии. Молодые гейши первые несколько лет работы носят полный макияж.
После эри-каэ бывшая майко наконец может остричь или покрасить волосы: гейши носят парики, а причёски майко делаются на собственных волосах. Стандартная причёска гейши — така-симада (яп. 高島田?, высокая симада). Спереди она похожа на причёски майко, а на затылке волосы собирают в толстый хвост, сгибают и поднимают его над причёской.

На праздники така-симада немного изменяется и называется цубуси-симада (яп. 潰島田?, поломанная симада). «Хвост» така-симада перетягивают пополам золотым шнуром так, что он из четвертушки кольца становится похож на изогнутый лук или фигурную скобку без острого угла в центре. Украшения в причёске така-симада ограничиваются простым гребнем, небольшой шпилькой спереди и тама-кандзаси сзади.
Гейши в возрасте вообще не носят особых причёсок, а собирают волосы в «ракушку».

Таю и ойран

Таю и ойран - куртизанки высшего класса. Они приходили на вечеринки до гейш и у клиента был выбор: попытать счастья с куртизанкой (а она вполне могла и просто отказать) или остаться для того, чтобы повеселиться с гейшами (но без секса). Куртизанкам нужно было создать впечатление дороговизны и неприступности, поэтому таю и ойран стали мастерить очень сложные причёски, с десятками шпилек и других украшений, а также надевать три и более кимоно. Есть неверная точка зрения, что пояс таю завязан спереди, так как его проще развязывать. Кисараги таю дала интервью, в котором объяснила, что дело здесь в том, что таю — аристократки, в отличие от тех же гейш, и пояс спереди мешает им заниматься какой бы то ни было работой. У проституток низших рангов пояс завязывался спереди простым узлом, а у таю образовывает подобие сердца.

Воротник кимоно у таю всегда немного отогнут справа, показывая волнующую красную изнанку. И тем не менее, несмотря на сексуальный аспект, таю и ойран были так же искусны, как и гейши, а в некоторых видах искусства даже превосходили их.

Таю и ойран белят всё лицо, как майко, а таю ещё и чернят зубы по старинной японской традиции. Таю выдаёт обилие ёситё (раздвоенных плоских шпилек) и обязательное наличие золотого цвета в одежде (конкретно — в накидке утикакэ). Ещё таю носят в причёске с четырёх сторон по коралловой подвеске, на которую прикреплено по монетке или крохотному золотому украшению. Обувь таю и ойран — очень высокие чёрные сандалии с тремя каблуками «самбонъаси», из-за которых шаги должны быть очень мелкими.

Украшения

Причёска майко и гэйко немыслима без разнообразных гребней и булавок. Чем неопытнее девушка, тем больше украшений носят в причёске.

Куси — гребень, деревянный или из панциря черепахи, также может быть лаковым или пластиковым, часто расписан сверху, хотя узор может спускаться и на зубцы. Майко носят «ханакуси» — гребень, на который сверху прикреплены искусственные цветы.

Бира-бира — шпильки с длинными металлическими нитями, издающими приятный звон. Иногда украшены колокольчиками.

Ёситё — раздвоенная широкая шпилька. В причёске таю и ойран очень много ёситё.

Тама-кандзаси — шпильки, украшенные шариком из драгоценного камня.

Оги — алюминиевые шпильки в форме веера, с которых свисают тоненькие металлические пластинки

Хана-кандзаси — кандзаси с шёлковыми цветами и нитками, на которые насажены мелкие шёлковые цветочки, свисающие примерно на двадцать сантиметров. Одна хана-кандзаси может стоить дороже кимоно, так как работа по их созданию очень кропотливая и напоминает работу ювелира-дизайнера.

Маэдзаси — маленькое украшение, располагающееся за оги.

Календарь кандзаси

Традиционно, год для гейши делится на 28 сезонов. В соответствии с ними меняются и кимоно и аксессуары.

一月 (январь, итигацу). Кандзаси января каждый год меняются. Хотя есть и постоянные мотивы, например, сётикубай (сосна, бамбук и цветы сливы, пожелание долголетия).

二月 (февраль, нигацу). В феврале носят цветы сливы и тюльпана, красного и лилового цветов.

三月 (март, сангацу). Символы марта — нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки. Цвет — жёлтый.

四月 (апрель, сигацу). Апрель — месяц цветения сакуры (и проведения ханами — праздника любования цветами вишни), которая и занимает главную позицию в это время. Кроме неё в апреле кандзаси часто украшает серебряная или золотая бабочка и крохотный фонарик, бомбори.

五月 (май, гогацу). Глициния и ирисы на кандзаси говорят, что наступило лето, май. Основной цвет украшений мая — синий.

六月 (июнь, рокугацу). Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву. Кроме того, ива — это символ гейш (отсюда же и название карюкай, мир цветов и ив). Хорошим дополнением для ивы считается гортензия.

七月 (июль, ситигацу). Главное событие июля — Гион-мацури, фестиваль Гиона. Каждый год мода на июльские кандзаси меняется. Постоянны, однако, круглые веера утива, стрекозы, а также цую-сиба (капли дождя на траве).

八月 (август, хатигацу). Августовские мотивы — асагао и судзуки. Судзуки похож на ёжика из стебельков. Начинающие майко носят розовые судзуки-кандзаси, а более опытные — белые.

九月 (сентябрь, кюгацу). Цветы сентября — кикё (японский колокольчик, ширококолокольчик крупноцветковый) тёмно-розового цвета; клевер, хризантемы, гвоздика.

十月 (октябрь, дзю:гацу). Октябрь — это кику (хризантема). Хризантемы вообще очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Кандзаси делают с белыми и красными хризантемами. Это сочетание означает разгар осени.

十一月 (ноябрь, дзю:итигацу). Облетающие листья — ноябрьский мотив. Это не обязательно должны быть листья какого-то определённого дерева, часто они представляют собой просто фантазию дизайнера. Вместе с тем, так как на ноябрь приходится осенний аналог ханами — камбукай (праздник любования кленовыми листьями), листья часто «принадлежат» клёну. Ещё в ноябрьских украшениях можно увидеть листья гинкго.

十二月 (декабрь, дзю:нигацу). Декабрь — время подготовки к Новому году. Майко и гейши украшают причёски особыми кандзаси, с белыми цветами, листьями бабмука и двумя маленькими кусочками бумаги, на которых ставят автографы любимые актёры театра Кабуки той девушки, на чьих украшениях они расписываются. Один из актёров должен быть оннагата, исполняющим женские роли.

正月 (Новый Год, сё:гацу) Новогодние кандзаси особенные. На них колоски риса и белые голуби. Майко и гейши раскрашивают один глаз голубя и просят кого-нибудь из клиентов раскрасить и второй.

0


Вы здесь » Hanamachi » information. » Гейши и Ойран


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно